zagranitsa.com
Назад

Цеха и муралы: музей уличного искусства в Петербурге

0 6160
Фото: Vk.com

Многие петербуржцы живут и не знают, что если добраться до пересечения шоссе Революции и Индустриального проспекта — далеко, но это того стоит, — они окажутся в самом неочевидном музее города: Музее стрит-арта. Это почти 11 гектаров промзоны, отданной под работы уличных художников

«Это выглядит как... как Берлин», — произносит немка Лина, опустив объектив фотоаппарата и следя глазами за лазерами, которые перерезают небо. Лина только что впервые вошла на территорию Музея уличного искусства, и, как многие, сразу остановилась — потому что не ожидала такого масштаба.

Фото: Facebook

В конце сентября в Музее прошла ночная вечеринка HPL — закрытие летнего сезона и выставки Remember Tomorrow. Во время HPL пространство Завода слоистых пластиков (действующего, между прочим, производства) действительно напоминало большой берлинский рейв: с аудиовизуальными инсталляциями художников всего мира и техно-танцполом. Про событие потом писали: «Это что-то новое для Петербурга».

Фото: Facebook

Вечные ценности, не вечное искусство

Сам музей — это что-то новое. Есть две легенды, объясняющие его появление в стенах завода. Первая из них гласит, что один из основных инвесторов, Дмитрий Зайцев, посмотрел «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси и, проникшись темой стрит-арта, решил отдать часть территории завода под муралы — монументальные росписи современных уличных художников. По другой легенде, его сын Андрей Зайцев стал директором музея после того, как пару раз устраивал на его территории граффити-вечеринки с друзьями. Постоянная экспозиция музея сейчас включает работы Паши 183, Тимофея Ради, Кирилла Кто, Сергея Радкевича и многих других, причём часть росписей находится прямо в рабочих цехах.

Фото: Vk.com

Уже второе лето здесь проходят временные выставки; все, что художники со всего мира рисуют и строят здесь для них, закрашивается новым слоем работ к началу следующего сезона. В 2014 году команда Музея стрит-арта делала Casus Paсis («Повод к миру»), интерпретируя слоган «нет войне» — выставку можно было посмотреть в рамках параллельной программы Manifesta 10.

Фото: Vk.com

Этим летом на Remember Tomorrow художники в своих рисунках, инсталляциях и арт-интервенциях рассказывали об образах будущего. Зимой планируется выставка под руководством куратора из Франции Бертрана Госселина, посвященная переработке материалов — плодородная тема для промзоны, поскольку художники будут работать с тем, что найдут на заводе.

Фото: Vk.com

«Приехал, нарисовал, прогулялся и уехал»

Сейчас, после закрытия сезона, постоянную экспозицию музея можно посмотреть раз в неделю — по воскресеньям в 13.00, записавшись на экскурсию. Коллекция постоянно пополняется: в октябре, например, на одной из стен появилась новая работа украинского художника Сергея Радкевича. Это «Портрет покорного человека», или портрет рабочего, выполненный в технике, сочетающей иконопись и фаюмский портрет (древнее, еще до-иконописное искусство).

Фото: Довран Халходжаев

Сергей Радкевич рассказывает, что год назад, когда он делал рисунок для Casus Pacis, рабочие Завода слоистых пластиков много помогали художникам при создании экспозиции. «На это наложились впечатления от жизни в Германии, Франции, Швеции — и я решил нарисовать единый такой портрет рабочего азиатской внешности, – объясняет художник. – При этом образ не обобщенный — это портрет конкретного человека, его зовут Махмуд. К тому же это максимальная привязка к заводу». С этим образом, например, перекликается советский барельеф с рабочим при входе в заводской корпус.

Сергей Радкевич. Фото: Довран Халходжаев

К приглашению музея Радкевич относится как к мини-резиденции: «приехал, сделал рефлекс, нарисовал задуманное, прогулялся и уехал». Именно к такому формату работы с художниками — резиденция — команда стрит-арт музея и стремится. При этом заранее согласуется только конкретная стена для рисунка, но не тема: для пополнения основной коллекции приглашают только тех, кому доверяют.

«В чем смысл?»

Стрит-арт музей, помимо прочего, проводит образовательную программу — все лекции можно посмотреть здесь. На одной из таких лекций в Молодежном центре Эрмитажа екатеринбургский художник Тимофей Радя говорил о том, почему в Петербурге и в городах России вообще так важно заниматься уличным искусством: «Во-первых, они пустые, а во-вторых, никто тебе слова не скажет. Но это понимание нужно постоянно обновлять».

Фото: Vk.com

Самая частая критика, с которой приходится сталкиваться музею, очевидна: зачем пытаться сделать то, что само по себе противоречит сути уличного искусства — зафиксировать его и сохранить, как традиционное? Художники отвечают: завод – это то же публичное пространство, что и улица, и какие-нибудь горы. К тому же создать музей из того, что не вечно — в этом вся суть Петербурга.

Фото: Vk.com

«Музей напоминает мне множество заброшенных пост-советских заводов в Украине. Почти то же самое, только люди ходят, но я когда работаю, я настолько абстрагируюсь от всего, что ничего не слышу и не вижу, — говорит Сергей Радкевич. — Как и Львов, Петербург — старый город, и нужен ли городу какой-то рисунок — это вопрос. Лучше даже, наверное, рисовать здесь, на заводе. Когда идешь уже сюда пешком из старого центра — это такой post fucking city, отголоски Советского Союза».

Фото: Довран Халходжаев

«Мне очень нравится идея совмещения производства и музея. Когда ты попадаешь на завод, в котором есть что-то от искусства и культуры — это сочетание идеально», — сказал в 2013 году Тимофей Радя. Тогда на фасаде одного из цехов музея он создал монументальный «Манифест уличного искусства», в котором собрал свои мысли о городе, человеке и художнике, а также о том, как правильно «бомбить».


Фото: Vk.com

Вот одна из них: «Важна только практика. Все дополнительные вопросы («в чем смысл?») возникают, когда сделано недостаточно». В музее таких вопросов не возникает.

НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии

c
Гость
Еще 0 ответов комментарии