В самое сердце! Экскурсии по андеграундным клубам и барам Петербурга

Питейная культура Северной столицы — явление настолько самобытное, что достойно отдельных экскурсионных программ. Одну из таких придумал Александр Сергеев и теперь занимается неформальным молодежным туризмом по барам и андеграундным клубам. Мы пообщались с ним и выяснили всё о форс-мажорах, ночной жизни и лучших заведениях Петербурга
Александр Сергеев — сооснователь проекта «Ползком по Питеру», автор и гид-экскурсовод нескольких собственных маршрутов, в том числе ночного тура по клубам и барам.

«ЗаграNица»: Кого могут заинтересовать андеграундные клубы и бары Северной столицы? Кто ваша аудитория?
Александр Сергеев: Честно говоря, разброс очень большой. Кому-то это интересно для разнообразия и расширения кругозора, а кто-то видит в андеграунд-заведениях особое очарование, душевность, которую редко можно найти в выхолощенных и более пафосных местах. Если обратиться к статистике, то в целом это люди от 21 до 35 лет, но это очень обобщенная картина. Как ни странно, чаще записываются девушки, которые, как оказалось, более мобильны, любят путешествовать и пробовать что-то новое, интересное, необычное.
«ЗаграNица»: Сколько человек обычно собирается в вашу экскурсионную группу?
А.С.: Экскурсия проходит в мини-группах, от 4 до 12 человек максимум. Основной концепт нашего проекта — небольшие группы, которые позволяют познакомиться с друг другом и общаться с гидом в процессе. Всё это создает неформальную атмосферу.

«ЗаграNица»: Для того чтобы водить подобные экскурсии, нужно хорошо знать специфику каждого заведения. Насколько вы «тусовочный» человек?
А.С.: В нашем варианте это обязательно. Требуется хорошая ориентировка в ночной жизни города и специфике заведений. Поэтому да, чтобы быть хорошим гидом, нужно быть тусовочным человеком.
В большинстве случаев, особенно в зарубежном варианте, pub crawl — это когда собирается группа людей и не засиживается на одном месте, а пытается за ночь посетить наибольшее число заведений. Получается что-то вроде ночного тура для туристов на несколько часов и с посещением 3-5 точек. Мы же с ребятами совместили модную молодежную традицию pub crawl с полноценной неформальной экскурсией по ночной жизни города. Во время нее мы рассказываем о появлении барной и клубной культуры, первых заведениях и личностях-пионерах этой индустрии. Народ обычно записывается на микс-маршрут (хотя есть и тематические по определенной категории заведений: джаз-места, коктейль-бары и т.п.) из 10-15 разноформатных мест. Для этого надо самому неплохо ориентироваться на местности и быть в теме вопроса.
«ЗаграNица»: Сколько баров и клубов вы сами посетили?
А.С.: Честно говоря, затрудняюсь подсчитать. Надо прикинуть... Вот, к примеру, в прошлом году мы в очередной раз проводили мероприятие под названием Pub Crawl Night. Это ежегодный массовый забег по клубам и барам, созданный для популяризации этого тренда. Что-то вроде «Ночи музеев», только по ночным заведениям. Так вот, в списке было свыше 60 заявленных заведений-участников (различные клубы, бары, арт-кафе), и почти во всех я побывал. Так что если приплюсовать некоторые места, которые уже закрылись, и часть тех, которые только-только открылись, то, думаю, будет около сотни, не меньше.

«ЗаграNица»: Расскажите о форс-мажорных ситуациях.
А.С.: Да разные казусы случались. Так, например, один раз компания девушек из Москвы специально приехала потусить и заказала у нас ночной тур. Гид решил начать с показа андеграунд-заведений и назначил встречу в одном из таких клубов. Это было стратегически неверное решение, так как место было непривычным и шокировало их насколько, что девушки в небольшой панике ретировались. Мы им звонили, пытались объяснить, что впереди много других заведений разного формата, предлагали в качестве бонуса завести в гламурный клуб, однако они засели в каком-то пабе и после увиденного уже никуда выдвигаться не хотели.
А однажды, пройдя до конца маршрута и уже прощаясь с группой в последнем заведении, одна из участниц пожаловалась на то, что алкоголь какой-то везде слабый и что она даже не пьяная. Дело было в месте под названием BarakObamaBar (которое, кстати, даже получило приз в 2012 году как лучшее андеграунд-заведение Петербурга), где на втором этаже работал знаменитый бармен МегаТолик, который умел делать несколько «убойных» коктейлей. Я предложил девушке попробовать, но предупредил, что эффект будет сильный, на что она только скептически улыбнулась. Через некоторое время, когда я уже собирался уходить, ко мне подбегает бармен и спрашивает, не из нашей ли группы была девушка, которая поднялась к нему? Я отвечаю, что да, и спрашиваю, что, собственно, случилось? Словом, она выпила коктейль и отрубилась прямо на барной стойке. Девушку пришлось на руках спускать со второго этажа, вызывать такси и доставлять до дома.
«ЗаграNица»: Чем отличается ночная жизнь Петербурга от ночной жизни других городов?
А.С.: Много чем. В Европе, к примеру, вообще своеобразная ночная жизнь. В той же Финляндии ночные заведения работают до 02:00/03:00 ночи. Потом всё. Я заставал такие сцены, когда в клубе, где все отрываются по полной, наступает час икс, администратор подходит к рубильнику и выключает музыку вместе с установками для лазерного шоу. Людям объясняют, что всем пора расходиться домой по люлькам. В Барселоне бары работают примерно так же, но потом открываются клубы, в которых уже можно протусить до самого утра. Так вот, там очень четкая временная дифференциация между барной и клубной культурой. Соответственно, и ночные туры там немного другие, они обычно проходят с 20:00 до 00:00 с целью показать пару заведений и под конец маршрута оставить на ночь в каком-нибудь большом клубе.
В Петербурге такого нет: большинство ночных заведений в «тусовочные» дни работает до самого утра, и не важно, бар это или клуб. Также существует отдельная категория заведений для так называемых after-party, которые закрываются позже остальных или вообще работают в круглосуточном режиме. Петербург уникален своей ночной жизнью: больше нигде в стране нет такого количества заведений, скопления барных улиц и клубных центров. Сами иностранцы называют одну из главных алкогольных артерий нашего города, Думскую улицу, «маленьким Амстердамом». В народе говорят, что “Moscow never sleeps”, но сами москвичи почему-то предпочитают тусоваться в Питере. Я думаю, это неспроста.

«ЗаграNица»: Бывают ли случаи, когда вы кому-то отказываете в экскурсии?
А.С.: Да, такое случается. Например, на один тур хотела записаться женщина со своей дочкой и племянницей, которым было по восемнадцать. Подчеркивала, что они будут под присмотром и это всё под личную ответственность, мол, просто прогуляются и посмотрят заведения. Тем не менее мы им отказали, и здесь дело не в законодательстве, просто политика многих заведений такова, что туда пускают только лиц старше 21 года.
Но если с возрастом всё окей, то это не исключает варианта совместного похода. Был один случай, когда сходили родители, а потом порекомендовали своим взрослым детям. А один раз пришла целая семья.
«ЗаграNица»: ТОП-5 андеграундных заведений от Александра Сергеева.
А.С.: Честно говоря, я больше специализируюсь на коктейль-барах и закрытых заведениях. Но если составлять свой must-see-list, то я бы выделил следующие.
1. Бар Fish Fabrique, Лиговский пр., 53
У этого заведения очень длинная история. Это один из первых клубов в Петербурге, которые тогда можно было пересчитать по пальцам одной руки. Он открылся в 1994 году, в самом большом в России, а может и в мире, сквоте, образовавшемся на улице Пушкинская в доме № 10. В начале всё было просто и брутально: ребята вскрыли пустующую квартиру на пятом этаже, поставили туда холодильник, затоварились в соседнем ларьке пивом с водкой и открыли свой бар. Затем они достроили по соседству помещение и переехали в оборудованный зал. Это место стало полноценной концертной площадкой, куда съежались музыканты из других городов (в основном из регионов), чтобы заявить о себе. Именно здесь начали свою звездную карьеру такие культовые группы андеграунда, как Tequilajazzz, Spitfire (это те же люди, что составляют сейчас духовую секцию группы «Ленинград») и Marksceider Kunst, пионеры латиноамериканских ритмов на берегах Невы. Собственно, традиция жива до сих пор, и здесь регулярно, почти каждые выходные, проводятся бесплатные концерты молодых музыкальных групп. Вход осуществляется по принципу фри донейшн, т.е. каждый оставляет столько, сколько считает нужным для поддержки начинаний группы.


2. Бар «Цоколь 2.0», Лиговский пр, 50, корпус 3
Правопреемник такого культового (не люблю излишнюю пафосность в выражениях, но другого слова не подберешь) клуба, как «Молоко». Здесь тоже стартовали многие ныне знаменитые группы. Что далеко ходить, в начале 2000-х здесь организовывали свои сплит-концерты Jane Air и Animal Джаz, которые через пять-десять лет уже давали сольники в крупных БКЗ. Кстати, клуб так стал называться по чистой случайности, изначально он был без имени, но рядом с ним была найдена старая вывеска молочного магазина, который когда-то работал неподалеку. Так и повелось. В 2005 году из-за разногласия с администрацией города клуб закрылся, а через год команда ребят-основателей почти в полном составе открыла «Цоколь», который располагался на 3-ей Советской, рядом с Греческим переулком, а сейчас переехал на Лиговский, 50, сделал перезагрузку и называется «Цоколь 2.0».

3. БКЗ «Ионотека», Лиговский пр, 50, корпус 12
Некоторые называют это заведение следующей волной после «Ленинградского рок-клуба» и клуба «ТАМТАМ», а с закрытием Summer bar оно уже стало по-настоящему самым андеграундным местом города.
Его открыл Александр Ионов, организатор музыкального фестиваля «Ионосфера». Здесь можно натолкнуться на совершенный сюрреализм в плане музыки: например, заценить таких артистов отечественной андеграунд-эстрады, как Альбина Сексова, выступающая в жанре порно-шансон, небезызвестный поэт и певец в стилистике турбо-шансона Стас Борецкий, модный dj Суперваня или музыкальный проект «Мамины усы».
«Ионотека» уже успела снискать дурную славу и попасть в заголовки местных газет благодаря известному депутату нашего ЗакСа, Виталию Милонову, который ворвался со спецназом и пытался закрыть данное заведение из-за проводившихся на выходных вечеринок под названием «Дискохолокост». Сейчас танцевальную вечеринку переименовали.

Хорошо иллюстрируют то, что там происходит, выдержки из аккаунта в Twitter данного заведения:
- «Ионотека» разделит твою жизнь на «до» и «после».
- «Он же гетеро, как ты с ним можешь общаться?»
- «Удачные выходные — это когда физические увечья сильнее, чем душевные терзания».
Меня часто спрашивают, зачем мы водим в этот бар, ведь это полный трэш. Я отвечаю, что в этом как раз весь смысл. Это настоящий, ненаигранный трэш. Ну а если серьезно, Ионов покорил меня своей музыкальной прошаренностью. Как-то раз я зашел в «Ионотеку», когда он стоял за dj-пультом, а он поставил трек Kavinsky (Венсан Белорже — очень известный диджей и представитель французской хаус-музыки) “Nightcall”, который стал саундтреком к фильмам «Линкольн для адвоката» и «Драйв». На мой взгляд, это очень крутая клубная музыка, за границей такая и играет. Но у нас я впервые столкнулся с тем, что кто-то ее поставил. Он в курсе модных трендов, следует им, хорошо разбираясь в этой теме.

Собственно, сам проект «Ионотеки» и позиционирует себя как БКЗ. Это место не только для тусовок, но и для выступлений молодых, часто неформатных групп. Я думаю, многие западные рок-звезды, такие как Том Йорк из группы Radiohead, начинали свой карьерный путь в похожих заведениях.
4. Бар «1703», Лиговский пр., 50, корпус 3
Это хип-хоперский и брейкдансерский бар. Приходить сюда следует за полночь, когда народу битком и все тусят. Иногда кто-нибудь из завсегдатаев начинает выплясывать нехилый брейк прямо посреди танцпола. Происхождение названия — загадка для приезжих, но местные сразу смекают, в чем тут дело: это дата основания нашего любимого города.

5. Пиано-бар «НикО», Коломенская ул., 9
Поговаривают, что он изначально был лесби-баром, отсюда и аббревиатура «НикО», т.е. «Никаких Орхидей». Но сейчас это больше трэш-джаз-бар. По субботам здесь традиционно выступает группа «Густой кабак», у которой нет собственных песен, зато они могут сыграть в стилистике джаза практически любую мелодию. Там можно услышать, например, кавер-версию «Черный плащ» или песню разбойников из «Бременских музыкантов». Ребята играют в стиле диксиленд. Наверняка многие смотрели фильм Шахназарова «Мы из джаза»: так вот, это что-то подобное.

Читайте также: 15 лучших баров Петербурга в 2015 году.
Комментарии