zagranitsa.com
Назад
Пишет блогер
Lara Gull

Про вакуум насилия, немоту и свет

26 июля 2016 20 35336

Когда-то давно, еще в прошлом веке, у меня была коллега формата «невозмутимая стерва». Старше меня лет на тридцать и с калёным хребтом из потомственной дворянской спеси и чести.

Её робели все. Дамский коллектив лаборатории  она презирала, но иногда удостаивала разговором – в обеденный перерыв. Обед у нее всегда состоял из бублика и чая, потому что работала она строго на ставку,  никаких подработок принципиально не брала. Зато она покупала себе на месяц на четверть зарплаты четыре пары самых дорогих колготок по семь пятьдесят, потому что они всегда были в продаже, а за теми, что по четыре рубля надо было давиться в очереди – аристократка, говорю же.

И вот как-то в обеденный перерыв она сообщает, откусывая бублик и глядя в окно:

Мою соседку вчера изнасиловали.

Кааак? – ахает женский коллектив, перестав жевать.

Членом, - поясняет она, и рассказывает, что соседка работает на хлебозаводе, там три смены, и возвращалась она домой в два часа ночи, пешком, благо завод недалеко.  Из-за гаражей выступил мужчина, лицо под капроновым чулком не разобрать, показал нож, сказал, что не надо кричать, а то того-с. Снял с нее пальто, постелил за гаражами, велел лечь, даже высвободил её грудь, и сообщил, что ничего ей не сделает плохого, просто у него давно женщины не было, поэтому очень надо, а взять больше негде. Далее был нежен и ловок, и довольно быстро завершил свое дело, после чего помог ей одеться, а потом проводил до подъезда, чтобы чего с женщиной  не случилось (!).

А! еще он сказал, что пусть она не боится, он чистый и ничем не заразил.

Мы офигели от такого расклада, не зная что и сказать, она нам тоже не помогала оформить впечатления от рассказа. Так и пила свой чай, жуя бублик, глядя в окно.

Все заговорили, когда она ушла – она раньше всех уходила из лаборатории, а мы, набравшие по полторы ставки,  сидели дальше.

Дамы спорили,  было ли это изнасилование или, в итоге, секс по взаимному согласию, и конечно  вспоминали анекдот «завтра опять пойду».

Мне было тогда едва ли семнадцать, и я молчала, старательно и тщетно выпихивая эту историю прочь из памяти,  решая раз и навсегда ночью на улице не оказываться, потому что мало ли у кого «женщины давно не было, а очень надо».

Вот и щедрая Малка на днях рассказала женщинам как не стоять под стрелой.  Технику безопасности составила, как избежать насилия. По принципу «береженого   бог бережет». Получилось разумно и терапевтично – инструкции вообще умиротворяют. Когда не бесят, конечно.

Так и тут. Многих эта инструкция взбесила и вызвала желание  высказаться.

Среди высказываний электрически сверкала мысль «нет, мы не хочим чтобы мы вели себя осторожно, мы хочим, чтобы они вели себя с нами хорошо, или пусть государство! оно должно!»

Ну, понятно. Вечная мечта не владеющих собой поуправлять другими. Я себя ограничивать не желаю, я хочу, чтобы все другие  соблюдали закон. Похвальное желание.  Большая вера в закон. Жгучее желание контролировать реальность, минуя себя. 

Локус контроля – великое дело, всё-таки.

 У кого он не сбит, тот хорошо понимает, что легитимно контролировать возможно только себя.

А у кого сбит, тот изводится в попытках контролировать других, и начинает зависеть от них как проклятый.

У людей с хорошо отрегулированным локусом контроля никто не виноват в их провалах и траблах, включая их самих. На вину не тратятся время и силы, нужные для обработки опытных данных.

У всех прочих орд людей просто кипы реестров виноватых в их проблемах: от мамы до государства, вплоть до условных  богов-параолимпийцев.

Это очень распространенный способ и коротать жизнь, и писать комментарии в сети -  вообще, и под колонкой Малки Лоренц в частности.

Способ этот мало кому интересен, кроме ораторов чатика, хоть и вызывает досаду.

Одна американская, кстати читательница свою досаду выказала так:

«вот этот коммент там "Лучшеродите свою дочь в нормальной стране, где можно ходить где угодно и когдаугодно" (c)  - он особенно охренительный, начиркала бы та "гость лена " список тех стран, а мы бы посмеялись такой тупости невыразимой»

Но были и другие комментарии к колонке, где говорилось о том, что насилие – это не всегда чужой и на улице, и гораздо чаще, это свои и в доме, откуда некуда бежать. И самая засада в том, что некому сказать: имеющие уши – не услышат, и имеющие глаза – не увидят. И огромная немота наваливается дополнительным насилием, и ее не побороть, под ней можно только задыхаться, и никто не придет, никто не спасет.


Флешмоб «янебоюсьсказать» по-прежнему видится мне как спланированный совершенно для другого дела проект социальной инженерии или смежного ведомства, но невозможно не признать его ценность  в деле сокрушения  немоты жертв  герметичного насилия. Им словно «отверзли уста», прорубив люк в эту герметичность.

Когда ты в горе – ты им изолирован от всех. Когда ты в горе и стыде – ты вообще в вакууме, который не передает звук.  Тебе раздирает рот вопль  о помощи, но нет волны, что донесла бы его. Вокруг – словно заговор носителей, саботаж, бойкот.

«Янебоюсьсказать» благодаря своей массовости создал прецедент, взорвал этот заговор, растоптал саботаж и обнулил бойкот. И сделал это на уровне  введения новой нормы: «я попала в беду, надо из нее выбираться, запрашивать помощь»,  вместо «со мной случилось стыдное, меня будут презирать/мне не поверят».

Да, вакуум не передает звук, но передает свет. И в эту душную тьму свет пришел.

 Потому что дело не в объективации женщины мужчинами – естественным образом это не изжить еще очень долго. Дело в том, чтобы принести свет в герметичные сюжеты насилия  и естественным образом сократится тьма.


Это свет рассудка, отменяющий паралич изолированности в своем горе и стыде паралич бессилия.

Свет, вспарывающий кокон жертвы. Свет, помогающий стряхнуть кататонию стыдного ужаса и востребовать свое тело обратно.

Свет, меняющий локус контроля, потому что нежить боится света.

И пусть многие  больше возлюбили тьму, потому что дела их были злы    это не отменит силы света никогда. И он сделает свое дело проникнет туда, где не работает звук.

 



НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии (20)

c
Гость
c 7 лет назад Гость

"Свет, вспарывающий кокон жертвы". Душераздирающе.

0
Ответить
c 7 лет назад Гость

Спасибо!

0
Ответить
c 7 лет назад Гость

прекрасный текст

1
Ответить
c 7 лет назад Гость

просить помощь. а что делать, если всё сама, сам. волочишь с юности весь бытовой и семейный воз, как лошадка. и если после работы ночью идешь, то гантелю в сумочке несешь. надо научиться запрашивать помощь и чтоб было где и у кого.

0
Ответить
c 7 лет назад Гость

нереально написано.

2
Ответить
Еще 7 ответов комментарии