zagranitsa.com
Назад

Фотограф Анна Гофман: «Ужасно, что я говорю такие вещи про свой любимый город»

2 10108

Такое впечатление о Петербурге сложилось у Анны спустя полтора года по приезде в Москву, где ее бизнес получил долгожданный импульс. Дело пошло в гору, но разница при переезде коснулась не только бизнеса — изменился и взгляд на людей и жизнь в целом. Ушли лишние люди, бездарные разговоры, надоедливые приятели, развлечения. Стоит ли переезжать из утопающего в операх-балетах Петербурга в бизнес-Москву — об этом наш разговор

Анна Гофман — московский фотограф из Петербурга, работающая в собственном жанре «театр фотографии»; сотрудничала с «Собака.ru», Pirosmani, Asya Malbershtein, выиграла в 2015 году приз международного конкурса фотографии IPA. Персональные выставки: Laurent Godard в Париже, 2010 год, FotoLoft в Москве и в Carnegie Hall в Нью-Йорке, Arsenale di Venezia в Венеции, 2015 год, и другие.

Фото: Из личного архива
1

«ЗаграNица»: Как вообще можно переехать из Петербурга в Москву: назад не тянет?

Анна Гофман: Можно уехать, если очень хочется работать по-серьезному. Если решил полностью перестроить свою жизнь и уйти от праздности. Петербург прекрасен для поэтов и мечтателей. Если хочешь строить бизнес, естественно, нужно двигать в Москву. Да, здесь тоже есть ленивые и безответственные люди, без этого никуда, но возможностей гораздо больше. И сама Москва нацелена на быстрое принятие решений, в отличие от Петербурга. Назад не тянет, нисколько. Думаю, это придет, но позже, когда захочется некой передышки. Пока нет.

2

«ЗаграNица»: А как это выражается: здесь просто меньше профессионалов, кадров как таковых на душу населения или тут действительно просто другой воздух?

А.Г.: Другая ментальность в Петербурге просто. И профессионалы есть, и кадры... Но жизненные позиции у петербуржца иные. Для них совершенно нормально сказать: «О, это можно сделать в следующий раз или можно сделать потом...». В Москве «потом» не прокатит. Прокрастинация в Петербурге процветает полным ходом. А люди способные и талантливые, постоянно нарываясь на нерешительность и лень остальных, впадают в уныние. Это замкнутый круг. Если ты чего-то хочешь добиться, вокруг тебя должны быть единомышленники. Такие же активные и решительные, как ты сам. Иначе все. Ты увязнешь в болоте чужих «я подумаю над вашим предложением через пару месяцев»... и пойдешь пить в бар. Будешь браниться, пытаться принимать решения, пить, говорить, что ты сломаешь систему... и ничего. Ничего не произойдет ни через месяц, ни через год. Жестко, конечно, но правда. Ну, это моя история, может у кого-то иначе.

Фото: Из личного архива
3

«ЗаграNица»: А природа этих причин в чем кроется? В усыпляющей погоде, архитектуре, россыпи театров, музеев и вообще — щедром культурно-историческом шлейфе? Но разве этого нет в Москве? А может вопрос просто в мотивации: мало платят? Дали бы такие деньги — и все бы заработало. Нет денег в Петербурге? Нет инвестиций?

А.Г.: В Москве не смотрят на красоту и архитектуру, правда, времени нет. В Петербурге нет денег, это так. Есть замученные люди и нескончаемая агрессия. И бартерная система. Большинство людей считают, что им все должны сделать бесплатно, якобы за пиар. Это мрак. Это замкнутый круг, опять же. В результате ты теряешь уважение к себе, самооценку и чувствуешь себя ничтожеством. И никакие оперы-балеты тебя из этой ситуации не вытянут. Ужасно, что я говорю такие вещи про свой любимый город.

Москва. Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива
4

«ЗаграNица»: Ужасно, если бы вы врали.

А.Г.: В Москве тоже все это есть, и бартерная система, и неуважение к чужому труду, но в Москве есть силы с этим бороться. А если ты борешься — с тобой начинают считаться. Да, ты становишься агрессивным, жестким. Но ты делаешь свое дело, это бесценно.

5

«ЗаграNица»: Выходит, можно говорить об изменениях ваших работ и творчества в целом в Питере и в Москве?

А.Г.: Мы (проект Анны Гофман и продюсера Екатерины Беляевой, — прим. ред.) в целом изменили концепцию своей работы. Мы практически ушли от частных заказов и рекламы, стали работать над большими долгосрочными проектами.

6

«ЗаграNица»: Это смена стратегии вашего проекта, а сменился ли ваш творческий дискурс? Сменился ли тон работ, ведь внутренне вы стали жестче, как сами говорите.

А.Г.: Это смена стратегии работы, не более того. Тон не изменился. Это как расширение сознания. Мы стали больше видеть, больше изучать, больше узнавать, каждый день! Рамки раздвинулись, и это, конечно, все на пользу творчеству.

7

«ЗаграNица»: То есть вы вот так берете и рекомендуете всем амбициозным, да и всем вообще, переезжать из Питера в Москву?

А.Г.: Я не рекомендую всем уезжать из Питера в Москву. Всем амбициозным нужно действовать и не ждать манны небесной или удачных знакомств. Москва не всем подходит, это тоже нужно учитывать.

8

«ЗаграNица»: Вы так и сделали. Наверняка ведь было сложно сначала: и морально, и материально. Тяжело дались эти переходы на всех фронтах? Исходя из своего этого опыта, можете что-то порекомендовать намеревающимся на переезд?

А.Г.: Да, переходы на всех фронтах. Нигде поблажек не будет и ждать помощи ни от кого не нужно. Переезжая в Москву, нужно помнить, что огромную роль в построении твоей карьеры играют связи. Увы, это так. Все держится на чьих-нибудь друзьях, соседях и так далее. Либо заводите обширный круг знакомств, либо будет сложно, как и нам.

Наверное, нам в переезде помогло то, что со временем мы перенастроили свой мозг так, что ли. Мы убрали все лишнее, оставили только суть. Ушли лишние люди, бездарные разговоры, надоедливые приятели, развлечения. Осталась работа и знания. Все свое свободное время мы тратим на самообразование. Это помогает и серьезно двигает вперед. Не нужно бояться, нужно брать и делать. Я должна обязательно сказать, что несмотря на все перестройки, с нами остались верные люди. Те, кто поддерживал ночами по телефону, кто приезжал и держал за руку, кто помогал в работе. Мы безмерно благодарны, одни бы мы не справились. 

9

«ЗаграNица»: Можно просто переехать из Питера в Москву. Так, чтоб хотя бы от всего лишнего избавиться.

А.Г.: Главное московское слово — «позиционирование». Как ты себя позиционируешь — так тебя и воспринимают.

10

«ЗаграNица»: И как быстро вы адаптировались, как быстро у вас прошел этот период слияния с Москвой?

А.Г.: Первые полгода самые тяжелые: нужно привыкать, что событий очень много происходит ежедневно. Быстро принимать решения. Честно говоря, вот первые полгода некий общий коллапс происходит ежедневно.

Москва. Фото: Из личного архива
11

«ЗаграNица»: Но дело того стоит. Сейчас можно сказать, что жертвы были не напрасны, если это вообще были жертвы?

А.Г.: Жертвы были не напрасны. И вообще, наверное, нужно привыкать жертвовать... Сколько еще впереди...

12

«ЗаграNица»: Какие у вас были места, которые еще называют «любимыми» в Питере? И какие пришли им на смену в Москве?

А.Г.: В Петербурге все любимое, это же город, который меня вырастил… Весь центр, Петроградка, Васька, особенно район Академии художеств, где я училась, площадь Труда, со всем прилегающим к ней великолепием, площадь Восстания… С каждым домом в Петербурге связаны свои воспоминания, ассоциации… В Москве такого нет. Есть просто места, куда мне приятно ходить (кстати, я стала гораздо больше ходить пешком), видимо, сказывается отсутствие ледяного морского ветра.

Знаете, трудно еще пока сказать, я не наработала «тех самых любимых мест» в Москве. То ли времени еще мало прошло, то ли времени просто нет. Я не успеваю здесь предаваться мечтаниям и созерцать, как это было в Петербурге. Если я иду гулять, значит, мне во время ходьбы нужно обдумать какой-нибудь проект или послушать музыку… Я вообще страстно люблю Москву. Не за места и улочки... За землю. Мне хорошо стоять на этой земле, возможно, это главное.

Питер. Фото: Из личного архива
13

«ЗаграNица»: Чем для вас стала Москва?

А.Г.: Она явилась показателем истинных друзей. Столько людей ушло. Она обнажила людское нутро. Как будто пелена с глаз упала. Ты стал все видеть, как оно есть на самом деле.

14

«ЗаграNица»: Перейдем к другой теме. Можно сказать, что Петербург более привлекателен для объектива, чем Москва?

А.Г.: Да, однозначно. Он не просто красив, он фантастически гармоничен. А из-за неизменного слоя облаков свет невероятно рассеянный, воздух прозрачен, и в объективе Петербург выглядит всегда дымчато-мистическим. Ну, на мой взгляд.

15

«ЗаграNица»: Что вы особенно любили фотографировать в Питере?

А.Г.: У меня была одна маленькая слабость. Я любила снимать город на мобильный телефон через замерзшие окна маршрутки, пока ехала на учебу.

Фото: Из личного архива
16

«ЗаграNица»: Куда бы вы повели иностранца для фотоснимков?

А.Г.: В Москве, однозначно, это весь центр в пределах Садового кольца, все бульвары. Здесь не так красиво, как в Питере, но за каждой, казалось бы, обычной новостройкой может скрываться очаровательный особняк. Здесь просто нужно искать, ведь много красивых зданий было утрачено. Так что набережные, бульвары и прочее. Если выбираться за Садовое кольцо, то тогда Царицыно, конечно, поснимать усадебную имперскую Россию авторства Баженова. Великолепный ансамбль. Если в Питере можно снимать здания и наслаждаться этим, в Москве я, например, снимаю состояние. Это трудно объяснить. Не предмет, а само настроение.

Каждого вдохновляет же что-то свое: кто-то любит Сити, с его геометрией, стеклами и отражениями, кто-то, наоборот, как я — маленькие улочки с их сказочными названиями. Я люблю московские названия. Ты как в сказке: Солянка, Якиманка, Полянка, бульвары и бульварчики.

А в Петербурге весь центр. Особенно Петроградская сторона и Васильевский. Удивительные панорамы, ансамбли и дома, сказочный модерн во всей своей красоте! Обязательно фотографу нужно оказаться на Витебском вокзале!

Для любителей английских парков и пейзажей — Павловск, для любителей французских парков — Петергоф и Пушкин.

Сайт Анны Гофман.

НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии (2)

c
Гость
c 8 лет назад Гость Валерий

Сбился со счета, когда отмечал ошибки в тексте. И чему вас в школе учили, господа "журналисты"?

-3
Ответить
8 лет назад Антон Черничко Гость Валерий

Буду благодарен за указание на ошибки.

0
Ответить
Еще 0 ответов комментарии